Экспозиция выдержка диафрагма: Основы экспозиции: диафрагма, выдержка и ISO

Основы экспозиции: диафрагма, выдержка и ISO

[adrotate banner=”2″]

В фотографии есть основы, без знания которых, невозможно научиться делать качественные и красивые снимки. Одна из таких вещей — понимание экспозиции кадра. В нашей статье мы расскажем о выдержке, диафрагме и чувствительности. Именно эти вещи формируют экспозицию и понимание их работы необходимо для получения хороших кадров. Мы расскажем, что такое выдержка, диафрагма и чувствительность и как с ними эффективно работать.

Введение.

Прежде чем написать, что такое выдержка и диафрагма, небольшое отступление. Для каждого кадра требуется определённое количество света (экспозиция). В фотоаппарате есть три возможности дозировать световой поток: диафрагма, выдержка и чувствительность. Чувствительность используется лишь в тех случаях, когда ситуация не позволяет изменять выдержку и диафрагму. Кроме контроля поступления света на матрицу, выдержка и диафрагма — это эффективные художественные инструменты. Сперва их надо понять, а со временем и опытом придёт лёгкость применения. Опытный фотограф использует эти инструменты на уровне подсознания.

Диафрагма.

(diaphragma — перегородка, греч.), в английском «апертура» (aperture, англ.)

Диафрагма — элемент конструкции объектива, отвечающий за диаметр отверстия пропускающего свет на светочувствительную поверхность (плёнку, либо матрицу).

Для простого понимания диафрагмы — приведу аналогию с окном. Чем шире открыты ставни окна, тем больше света проходит через окно.

Диафрагма обозначается так f/2.8 или f:2.8, определяется как отношение диаметра входного отверстия объектива к фокусному расстоянию. Очень часто путаются понятия открытой, большой диафрагмы (f/2.8) и большого диафрагменного числа f/16. Чем меньше число в обозначении диафрагмы, тем больше она открыта.

Меняя F на одно значение, количество света попадающего в камеру меняется в 2 раза. Это называется ступенью экспозиции. Любые изменения (по шкалам фотоаппарата) экспозиции происходят с шагом в 1 ступень. Для точности ступень делят на трети, если это необходимо.

Диафрагма — очень мощный визуальный инструмент. Максимально открытая диафрагма даёт очень маленькую ГРИП (глубина резкости изображаемого пространства). Малый ГРИП визуально выделяет объект на размытом фоне.

Для получения большой ГРИП используется максимально закрытая диафрагма. Чтобы получить большую глубину резкости в кадре, используйте диафрагменное число 8 и больше. Однако, играя величиной диафрагмы, помните, что приближаясь к крайним значениям диафрагмы есть следующие опасности. При открытой – наихудшие показания резкости, а при закрытой вся пыль на матрице будет видна на кадре (для цифровых фотоаппаратов).

Большая глубина резкости подходит больше для пейзажной фотографии, когда зрителю будет интересно рассмотреть все детали фотографии.

Выдержка.

Выдержка — интервал времени на который открывается затвор для пропускания света на светочувствительный элемент.

Снова поможет аналогия с открытым окном. Чем дольше открыты створки, тем больше света пройдёт.

Выдержка всегда измеряется в секундах и миллисекундах. Обозначается как: 1/200, в камере отображается только знаменатель: 200. Если выдержка секунда или длиннее, обозначается так 2″ т.е. 2 секунды.

Минимальная выдержка при съёмке с рук (для получения резкого кадра) не постоянна и зависит от фокусного расстояния. Зависимость обратная, т.е. для 300 мм лучше использовать выдержки короче 1/300.

Длинная выдержка подчёркивает движение объектов. Например, съёмка с проводкой — при длинной выдержке, 1/60 и длиннее, камера следует за объектом, таким образом фон размывается, а объект остаётся резким.

Текущая вода на длинной выдержке превращается в замороженные фигуры.

Очень короткие выдержки, использую для остановки мгновения, такого как брызги упавшей капли или пролетающая мимо машина.

Чувствительность ISO.

Чувствительность — это чисто техническое понятие, обозначающее чувствительность матрицы (или плёнки) к свету. Представьте загорающих людей на пляже. Тот у кого кожа более чувствительная загорит быстрее, т.е. ему надо меньше света для этого. Другому же наоборот, надо больше света, чтобы загореть, потому, что у него низкая чувствительность.

Чувствительность напрямую связана с количеством шумов. Чем больше ISO тем больше шумов, а у плёнки размер зерна. Почему? Чисто технически, вообще это тема расширенной статьи.

При ISO 100 сигнал снимается с матрицы без усиления, при 200 – усиливается в 2 раза и так далее. При любом усилении появляются помехи и искажения и чем больше усиление, тем больше побочных эффектов. Они и называются шумами.

Интенсивность шумов разная на разных камерах. При минимальном ISO шумы не видны и так же менее проявляются при обработке фотографии. Начиная с ISO 600 почти все камеры достаточно сильно шумят и для получения качественного кадра надо использовать программы для шумоподавления.

Итог

Вместе значения выдержки и диафрагмы — образуют экспозиционную пару (оптимальное, правильное для данных условий освещения сочетание выдержки и диафрагмы). Экспопара определяет экспозицию кадра. Раньше для определения использовали экспонометры, которые определяли выдержку исходя из количества света и диафрагмы. Раньше использовался экспонометр как отдельное устройство, сегодня он встроен практически в каждую камеру.

В каждом зеркальном фотоаппарате присутствуют режимы приоритета выдержки и диафрагмы. В режиме приоритета диафрагмы, выбирается диафрагма, а камера анализируя уровень света, подбирает выдержку. Все наоборот в режиме приоритета выдержки. Почти всегда я использую приоритет диафрагмы, он даёт возможность работы с глубиной резкости. Если же есть необходимость снимать движение, я использую режим приоритета выдержки.

В следующих наших статьях, мы продолжим рассказывать о основах фотографии. Ведь именно в этих вещах и кроется понимание искусства фотографии. Зная их, вы сможете создавать те кадры, которые вы хотите.

Больше спасибо блогу ФотоДилер за предоставленную статью.

Фото экспозиция: выдержка, диафрагма и ISO

Три основные настройки фотоаппарата – диафрагма, выдержка и ISO, а также дана дополнительная техническая справка, касающаяся фокусного расстояния и кроп-фактора.

Фотографии сохраняются в памяти устройства благодаря тому, что свет проходит огромный путь от внешнего мира к матрице. Если бы не было света – не было бы и фотографии. И огромную роль играет количество поступающего на матрицу света.
Именно от него зависит то, какой будет фотография – светлой или темной. Это количество света называют экспозицией, а фотография, таким образом, может быть недоэкспонирована – то есть недосвечена, нормально проэкспонирована и переэкспонирована – пересвечена.

Но даже при верной автоматической экспозиции автоматика фотоаппарата не всегда может отработать верно – фотография может получиться либо смазанной, либо шумной либо резкой по всему полю кадра. Поэтому важно научиться правильно экспонировать кадр. В этой статье Вы узнаете что такое выдержка, диафрагма и ISO и как правильно подобрать эти параметры, чтобы фотография максимально соответствовала Вашей творческой задумке.

Главные принципы экспозиции

Важно понять: экспонирование – сложный процесс. То, сколько света поступит на матрицу, зависит в том числе от изначальной освещённости объекта и его цвета.
Если света поступит недостаточно, слабо освещенные области окажутся слишком тёмными на фотографии. Области, с которых свет не поступит совсем, будут на снимке чёрными участками.
В противном случае кадр наоборот окажется слишком ярким, а на некоторых областях света будет так много, что фотоаппарат не сможет их отобразить – образуются белые участки.

Интересно: появление черных и белых участков на фотографии связано с динамическим диапазоном фотоаппарата – характеристикой, показывающей, в каких пределах устройство может «видеть» информацию.

Чёрные и белые участки на фотографиях – самые страшные для фотографов. Если слегка недоработанные кадры можно исправить в графических редакторах, то из областей, лишённых информации, «вытянуть» нечего. Поэтому так важно следить за тем, чтобы кадр был нормально проэкспонирован.

За экспозицию – то есть количество света – отвечают в фотоаппарате всего три настройки: диафрагма, выдержка и ISO.

Диафрагма

Диафрагма – это отверстие в пластинке, находящейся в объективе. Её размером мы можем управлять в ручном режиме или полуавтоматическом.
Понятно, что чем шире открыто отверстие диафрагмы, тем больше света поступит на матрицу за секунду. И наоборот.

Но здесь стоит ненадолго отвлечься и сказать пару слов о глубине резко изображаемого пространства (ГРИП), или – глубине резкости. Это расстояние, на котором объекты, удалённые от точки фокусировки, остаются чёткими. Чем она больше, тем более дальние (или близкие) объекты остаются в резкости.

Интересно: при очень маленькой глубине резкости значение имеет даже расстояние в пару сантиметров. Скажем, при съёмке портрета с малой глубиной резкости, если мы сфокусируемся на глазу модели, некоторые её волоски или краешек уха могут оказаться не в фокусе.

Размер диафрагмы обратно пропорционален глубине резкости – чем шире открывается первая, тем меньше оказывается вторая. То есть, чем больше мы открываем диафрагму, тем сильнее «размывается» фон за объектом или моделью.

Такое размытие фона называют «боке» и часто используют в портретной или макро-съёмке. А вот фотографируя пейзаж, диафрагму лучше прикрыть, чтобы все объекты кадра остались в фокусе.

Важно учитывать: значение диафрагмы – дробное число: f/1.4, f/5.6, f/11 и так далее (f – фокусное расстояние). Однако на экране фотоаппарата часто показывается только знаменатель: 1.4, 5.6, 11. Таким образом, чем большее значение мы выбираем, тем меньшим оказывается диаметр диафрагмы.

В кинематографе диафрагма измеряется в t-стопах, при этом диафрагма в такой маркировке не зависит от фокусного расстояния, а определяет лишь уменьшение объективом светового потока. Буква « была взята из английского слова «transmission» (пропускание).

Так например объектив Canon EF 16-35mm f/2.8L II USM имеет светопропускание T/3.2, а объектив с такой же f-диафрагмой Canon EF-S 17-55mm f/2.8 IS USM имеет худшее светопропускание T/3.4.

Выдержка

В момент съёмки затвор открывается, давая проход свету к матрице.
Выдержка регулирует то, как долго затвор будет открыт, а значит и то, как долго матрица фотоаппарата будет «впитывать» свет.

На рисунке выше:

  • Slow shutter speed – длинная выдержка
  • Medium shutter speed – средняя выдержка
  • Fast shutter speed – короткая выдержка.

Свет попадает на матрицу, отразившись от какого-либо объекта. Если объект находится в движении относительно фотоаппарата, свет отражается от него с разных точек пространства – поэтому если объект движется быстрее времени, на которое открывается затвор, фотография окажется «смазанной». И наоборот: на очень маленьких значениях выдержки свет единожды отражается от объекта – матрица «ловит» его только в одном положении.

Заметим, что двигаться или оставаться статичным объект должен относительно фотоаппарата. Если аккуратно вести камерой за объектом в момент съёмки, он останется достаточно резким – это называется «проводкой».

Последнее, что стоит сказать о выдержке – это то, что при больших её значениях на резкость изображения влияют даже нажатие на кнопку спуска или слегка трясущиеся руки. Поэтому, чтобы воспользоваться длительной выдержкой, фотоаппарат ставят на штатив или ровную поверхность, а снимок делают при помощи таймера или пульта.

Удобное для съёмки «с рук» значение выдержки – от минимального до 1/100 секунды. С большей выдержкой нужно быть внимательнее.

Выдержка, как и диафрагма, является дробным числом: 1/100 секунды, 1/200 секунды, 1/1000 секунды, но указываться может только знаменатель. Выдержка, превышающая минуту, обычно обозначается при помощи знака «‘»: 1’10, 2’20 – 1 минута 10 секунд, 2 минуты 20 секунд.

ISO – или светочувствительность – «отвечает» за то, насколько чувствительна матрица к свету. Говоря грубо, при больших значениях ISO матрица за секунду «впитает» большее количество света, и наоборот.

Светочувствительность – электронная настройка, а не механическая, так как физически сенсор обладает каким-то фиксированным значением ISO, которое называют «нативным». И установка какого-то значение ISO, отличного от нативного, производится изменением предусиления сигнала, считываемого камерой с сенсора. C этим связано такое неудобство, как возникновение шумов на фотографиях при высоких значениях ISO. Цифровым шумом называют хаотично разбросанные по изображению пиксели; они, несомненно, портят общий вид фотографии.

Современный зеркальный фотоаппарат может работать и при достаточно высоких значениях ISO – это зависит от физического размера пикселей и технологии изготовления сенсора. Тем не менее, чтобы избежать непредвиденных дефектов, лучше прибегать к повышению светочувствительности только в случае, когда иным способом поднять экспозицию не получится.

Иногда специально повышают значение ISO, чтобы добиться от сенсора максимального динамического диапазона. Такой подход используется, например, при видеосъемке в логарифмических профилях.

Стопы экспозиции и закон сохранения

Экспозицию условились измерять в стопах. Один стоп (или экспозиционное число (EV)) равен повышению или понижению количества света на фотографии в 2 раза.
Выдержка и светочувствительность в данном случае оказываются максимально просты в использовании – обе настройки с каждым шагом увеличивают количество света на 1 пункт. То есть, желая повысить экспозицию на 1 стоп, достаточно увеличить один из этих параметров в 2 раза: ISO 100 превращается в ISO 200, а ISO 200 – в ISO 400; выдержка 1/1000 превращается в 1/500, а 1/500 – в 1/250 (поскольку выдержка – дробное число, производится деление знаменателя на 2).

Диафрагма, поскольку она является кругом и рассчитывается по соответствующей математической формуле, работает иначе – чтобы повысить экспозицию на 1 стоп, нужно диафрагму увеличить в 1,4 раза.
Например, со значения 2 – до значения 1 (округлённо). Со значения 5.6 – до значения 4 (как и в случае с выдержкой, для увеличения параметра мы делим его знаменатель).
Это правило для всех настроек будет работать и в обратную сторону.

А теперь представим себе ситуацию: фотограф, снимая пейзаж, добился идеальной экспозиции. Однако для этого он открыл диафрагму, а потому большая часть фотографии оказалась не резкой. Чтобы сохранить экспозицию, закрыв диафрагму, нужно равномерно увеличить другой параметр – например, выдержку.

Перевод диафрагмы со значения «1.4» в значение «5.6» привел к понижению экспозиции на 4 стопа:

1.4*1.4 = 2;
2*1.4 = 2.8;
2.8*1.4 = 4;
4*1.4 = 5,6.

(некоторые значения округляются).

Чтобы вернуться к удачной экспозиции выдержку нужно увеличить, соответственно, в 8 раз (вспомним, что повышение этого параметра в 2 раза равно повышению экспозиции на 1 стоп). А желая избежать повышения выдержки, в 8 раз придётся повысить ISO.

К «закону сохранения» экспозиции стоит прибегать именно тогда, когда есть необходимость зафиксировать освещённость, меняя настройки фотоаппарата. При обычной же съёмке производить подобные приведённым выше расчёты необязательно – достаточно понимать, как связаны между собой выдержка, диафрагма и ISO, и вовремя оценивать фотографию «на глаз».

Важные технические вопросы

Разумеется, каждый фотограф должен разбираться в технике, с которой работает. Мы обсудим только две наиболее важные темы, и первая из них – кроп-фактор.

Кроп-фактор (англ. crop – обрезать) – это определённое соотношение размеров матрицы. Грубо говоря, матрица может быть «полной» или «обрезанной» – от этого зависит и качество фотографий, и охват снимаемого пространства – так называемый угол поля.

Кроме угла поля, эти фотоаппараты будут различаться ещё по нескольким параметрам:

1. Качеством проработки деталей – фотографии, сделанные на полноформатный аппарат, будут намного более детализированными.

2. Количеством шумов при высоких значениях ISO – на полноформатных фотоаппаратах их намного меньше.

3. Фактическими значениями диафрагмы и фокусного расстояния (поскольку эти настройки регулируются объективами, а они, хотя и являются универсальными, «опираются» обычно на «полный кадр»). О последнем мы поговорим ниже, пока скажем лишь, что фокусное расстояние «отвечает» за масштаб изображения.

Существуют и фотоаппараты, кроп-фактор которых больше единицы – например, устройства торговых марок Hasselblad, Pentax серии Z или Fujifilm серии GFX.

Указанные выше различия стоит учитывать при покупке объективов.

Полнокадровые фотоаппараты, разумеется, имеют достаточно высокую цену – именно за счёт размера матрицы. И стоят того, если необходимо получать максимально возможное качество изображения – например, для печати журналов или баннеров.

Тем не менее, сегодня техника развита настолько, что кропнутые фотоаппараты выдают прекрасную картинку – а потому для любителя нет большого смысла в приобретении намного более дорогостоящих устройств.

Поговорим теперь подробнее об объективах. Бывают фиксы – с одним фокусным расстоянием – и зумы, на которых, соответственно, фокусное расстояние можно менять.

Фокусным расстоянием называют расстояние от точки фокусировки – той, в которой сходятся лучи, преломлённые линзой объектива – до центра линз.

Меняя масштаб будущей фотографии с помощью зум-объектива, мы меняем как раз фокусное расстояние. Чем оно больше – тем ближе оказываются объекты съёмки, и наоборот.

Так, небольшие фокусные расстояния используются в видовых съёмках, а более крупные – для портретных и макро-фотографий.

В зависимости от охватываемых фокусных расстояний выделяют различные виды объективов. Длиннофокусные объективы имеют маленький угол обзора, зато позволяют максимально приближать удалённые объекты. Это выгодно используется в спортивной съёмке, когда необходимо с высокого ряда трибун взять крупным планом спортсмена, либо в любой другой репортажной. Широкоугольные объективы, напротив, имеют большой угол обзора. Их используют, например, в интерьерной съёмке, когда необходимо показать помещение целиком.

О фокусном расстоянии нужно запомнить две вещи:

1. Оно связано с диафрагмой. Мы уже говорили, что диафрагма указывается дробным числом: f/1.4, f/5,6, f/11 и так далее. Знаменатель дроби – размер отверстия диафрагмы; а числитель – f – это фокусное расстояние.
Дробь, как известно из математики, должна увеличиваться пропорционально. Поэтому, если мы увеличим фокусное расстояние – увеличится и значение диафрагмы (отверстие уменьшится). Это можно проверить на зум-объективе. Возьмём Canon с фокусным расстоянием от 18 до 55 мм. С фокусным расстоянием 18 фотоаппарат позволяет поставить диафрагму 3.5 и выше – это минимально возможная диафрагма для данного объектива. Если же мы увеличим фокусное расстояние до 55 мм, минимальная допустимая диафрагма увеличится до 5.6 – понизить её не даст само устройство.

2. Фокусное расстояние может давать искажения. Зрение человека обладает фокусным расстоянием 50 мм в полнокадровом эквиваленте. Если у объектива фокусное расстояние меньше 50 мм – это широкоугольный объектив. Он искажает перспективу таким образом, что ближние объекты кажутся ближе, а дальние – дальше, таким образом пространство растягивается, а лица людей кажутся худыми.

Если у объектива фокусное расстояние больше 50 мм ЭФР, то дальние объекты кажутся ближе, чем они есть на самом деле и перспектива «схлопывается», «сжимается», а лица людей кажутся полнее, чем они есть на самом деле.

Интересно: существует несколько видов художественных объективов. Например:

  • fisheye – сверх-широкоугольный, с неисправленной дисторсией – создает сферические фотографии
  • lensbaby – отличительной особенностью этих объективов является возможность перемещения зоны резкости по плоскости изображения путём смещения оптической оси, что достигается благодаря гибкой конструкции корпуса. Благодаря этому создаётся интересное динамичное размытие
  • tilt-shift – объектив обладает такой конструкцией, что может сдвигаться (shift) и/или наклоняться (tilt) относительно оптической оси фотоаппарата. С помощью таких объективов создается эффект миниатюры или для фотографирования интерьеров или архитектуры с коррекцией перспективы, чтобы вертикальные линии зданий оставались вертикальными на фото, даже если Вы например фотографируете многоэтажное здание с уровня земли.

Итак, экспозицию мы можем менять при помощи выдержки, диафрагмы и ISO. Между этими настройками нужно уметь варьировать так, чтобы получать желаемое изображение высокого качества. Не стоит забывать, что экспозицию можно использовать в художественных целях. Поэтому прежде, чем нажать на «спуск», стоит решить, каким должен быть новый кадр. Даже низкую экспозицию, не подходящую для большинства фотографий, используют иногда для получения драматического эффекта.
Главное, чтобы любое действие было осмысленным.

© 2019 Andrew Lazarev Production – Видеограф, фотограф и видеомонтаж в Харькове и Харьковской области. Блог фотографа и видеографа.

Диафрагма, ISO и скорость затвора

Экспозиция фотографии определяет, насколько светлым или темным будет изображение, снятое вашей камерой. Хотите верьте, хотите нет, но это определяется всего тремя настройками камеры: диафрагмой, ISO и выдержкой («треугольник экспозиции»). Освоение их использования является важной частью развития интуиции в фотографии.

ПОНИМАНИЕ ЭКСПОЗИЦИИ

Достижение правильной экспозиции очень похоже на сбор дождя в ведро. Несмотря на то, что уровень осадков не поддается контролю, три фактора остаются под вашим контролем: ширина ведра, время, в течение которого вы оставляете его под дождем, и количество дождя, которое вы хотите собрать. Вам просто нужно убедиться, что вы не собираете слишком мало («недоэкспонировано»), но и не собираете слишком много («переэкспонировано»). Суть в том, что существует множество различных комбинаций ширины, времени и количества, которые позволяют достичь этого. Например, для того же количества воды вы можете сократить время пребывания под дождем, если выберете действительно широкое ведро. В качестве альтернативы, в течение той же продолжительности пребывания под дождем можно использовать очень узкое ведро, если вы планируете обходиться меньшим количеством воды.

В фотографии настройки экспозиции диафрагмы, скорости затвора и чувствительности ISO аналогичны ширине, времени и количеству, описанным выше. Более того, так же, как выше вы не могли контролировать количество осадков, естественное освещение для фотографа тоже.

ТРЕУГОЛЬНИК ЭКСПОЗИЦИИ: ДИАФРАГМА, ISO И ВЫДЕРЖКА

Каждая настройка управляет экспозицией по-разному:

Диафрагма : управляет областью, через которую свет может попасть в камеру
Выдержка : управляет продолжительностью экспозиции
Чувствительность ISO : управляет чувствительностью сенсора вашей камеры к заданному количеству света

Таким образом, можно использовать множество комбинаций трех вышеуказанных настроек для достижения одинаковой экспозиции. Ключ, однако, в том, чтобы знать, на какие компромиссы идти, поскольку каждый параметр также влияет на другие свойства изображения. Например, диафрагма влияет на глубину резкости, скорость затвора влияет на размытость изображения, а число ISO влияет на шум изображения.

В следующих нескольких разделах будет описано, как определяется каждый параметр, как он выглядит и как данный режим экспозиции камеры влияет на их комбинацию.

ВЫДЕРЖКА

Затвор камеры определяет, когда датчик камеры будет открыт или закрыт для входящего света от объектива камеры. Скорость затвора конкретно относится к тому, как долго этот свет может попадать в камеру. «Выдержка» и «время экспозиции» относятся к одному и тому же понятию, где более короткая выдержка означает более короткое время экспозиции.

По номерам . Влияние скорости затвора на экспозицию, пожалуй, является самой простой из трех настроек камеры: она соотносится ровно 1:1 с количеством света, попадающего в камеру. Например, когда время экспозиции удваивается, количество света, попадающего в камеру, удваивается. Это также настройка с самым широким диапазоном возможностей:

Скорость затвора Типичные примеры
1 – 30+ секунд Специализированные фотографии ночью и при слабом освещении на штативе
2 – 1/2 секунды Для придания шелковистости текущей воде
Пейзажные фотографии на штативе для увеличения глубины резкости
от 1/2 до 1/30 секунды Добавление размытия фона движущегося объекта
Тщательно сделанные фотографии с рук со стабилизацией
1/50 – 1/100 секунды Типичные фотографии с рук без значительного увеличения
1/250 – 1/500 секунды Чтобы запечатлеть движения повседневных спортивных/боевых объектов
Съемка с рук со значительным зумом (телеобъектив)
1/1000 – 1/4000 секунды Для очень быстрой остановки движения объекта крупным планом

Как это выглядит . Скорость затвора — мощный инструмент для замораживания или преувеличения видимости движения:

При съемке водопадов и других творческих снимков иногда желательно размытие движения, но для большинства других снимков этого избегают. Поэтому все, что обычно волнует при выборе скорости затвора, это то, приведет ли она к резкому снимку — либо за счет замораживания движения, либо потому, что снимок можно сделать с рук без сотрясения камеры.

Как узнать, какая выдержка обеспечит резкий снимок с рук? С цифровыми камерами лучший способ выяснить это — просто поэкспериментировать и посмотреть на результаты на заднем ЖК-экране вашей камеры (при полном увеличении). Если правильно сфокусированная фотография получается размытой, вам обычно нужно либо увеличить скорость затвора, либо держать руки устойчивее, либо использовать штатив для камеры.

Дополнительные сведения по этой теме см. в учебном пособии по творческому использованию скорости затвора камеры.

НАСТРОЙКА ДИАФРАГМЫ

Настройка диафрагмы камеры определяет область, через которую свет может проходить через объектив камеры. Он указывается в терминах значения диафрагмы, что иногда может быть нелогичным, поскольку площадь отверстия увеличивается на , когда диафрагма уменьшается на . На жаргоне фотографов, когда кто-то говорит, что он «закрывает» или «открывает» свой объектив, они имеют в виду увеличение и уменьшение значения диафрагмы соответственно.

По номерам . Каждый раз, когда значение f-stop уменьшается вдвое, площадь сбора света увеличивается в четыре раза. Для этого есть формула, но большинство фотографов просто запоминают числа диафрагмы, соответствующие каждому удвоению/уменьшению света вдвое:

Настройка диафрагмы Относительный свет Пример скорости затвора
f/22 1X 16 секунд
f/16 2X 8 секунд
f/11 4X 4 секунды
f/8,0 8X 2 секунды
f/5,6 16X 1 секунда
f/4. 0 32X 1/2 секунды
f/2,8 64X 1/4 секунды
f/2.0 128X 1/8 секунды
f/1,4 256X 1/15 секунды

Приведенные выше комбинации диафрагмы и выдержки дают одинаковую экспозицию.

Примечание. Значения скорости затвора не всегда возможны с приращением, точно равным удвоенной или половинной скорости затвора, но они всегда достаточно близки, чтобы разница была незначительной.

Приведенные выше числа ступеней диафрагмы являются стандартными параметрами для любой камеры, хотя большинство из них также допускают более точную настройку на 1/2 или 1/3 ступени, например f/3,2 и f/6,3. Диапазон значений также может варьироваться от камеры к камере (или от объектива к объективу). Например, компактная камера может иметь доступный диапазон от f/2,8 до f/8,0, тогда как цифровая зеркальная камера может иметь диапазон от f/1,4 до f/32 с портретным объективом. Узкий диапазон диафрагмы обычно не представляет большой проблемы, но больший диапазон обеспечивает большую творческую гибкость.

Техническое примечание : светосила многих объективов также зависит от их эффективности пропускания, хотя это почти всегда гораздо меньший фактор, чем светосила. Это также вне контроля фотографа. Различия в эффективности передачи обычно более выражены при экстремальных диапазонах масштабирования. Например, объектив Canon 24–105 мм f/4L IS собирает примерно на 10–40 % меньше света при f/4, чем аналогичный объектив Canon 24–70 мм f/2,8L при f/4 (в зависимости от фокусного расстояния).

Как выглядит . Настройка диафрагмы камеры определяет глубину резкости фотографии (диапазон расстояний, на котором объекты находятся в резком фокусе). Меньшие значения диафрагмы коррелируют с меньшей глубиной резкости:

Широкая диафрагма
f/2.0 — малое число диафрагм
большая глубина резкости

ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТЬ ISO

Чувствительность ISO определяет, насколько чувствительна камера к падающему свету. Как и скорость затвора, она коррелирует 1:1 с увеличением или уменьшением экспозиции. Однако, в отличие от диафрагмы и скорости затвора, более низкая чувствительность ISO почти всегда желательна, поскольку более высокая чувствительность ISO резко увеличивает шум изображения. В результате чувствительность ISO обычно увеличивается от минимального значения только в том случае, если желаемая диафрагма и скорость затвора не могут быть получены иначе.

Низкая чувствительность ISO
(низкий шум изображения)

Высокая чувствительность ISO
(высокий шум изображения)

100, 200, 400 и 800, хотя многие камеры также допускают более низкие или более высокие значения. Для компактных камер чувствительность ISO в диапазоне 50–200 обычно дает приемлемо низкий уровень шума изображения, тогда как для цифровых зеркальных камер диапазон 50–800 (или выше) часто является приемлемым.

РЕЖИМЫ ЭКСПОЗИЦИИ КАМЕРЫ

Большинство цифровых камер имеют один из следующих стандартных режимов экспозиции: автоматический (), программный (P), приоритет диафрагмы (Av), приоритет выдержки (Tv), ручной (M) и ручной режим (B). . Av, Tv и M часто называют «творческими режимами» или «режимами автоматической экспозиции (AE)».

Каждый из этих режимов влияет на выбор диафрагмы, ISO и скорости затвора для данной экспозиции. Некоторые режимы пытаются выбрать для вас все три значения, в то время как другие позволяют вам указать один параметр, а камера выбирает два других (если это возможно). В следующей таблице описано, как каждый режим относится к экспозиции:

Режим экспозиции Как это работает
Авто () Камера автоматически выбирает все настройки экспозиции.
Программа (P) Камера автоматически выбирает диафрагму и выдержку; вы можете выбрать соответствующую чувствительность ISO и компенсацию экспозиции. С некоторыми камерами P также может действовать как гибрид режимов Av и Tv.
Приоритет диафрагмы (Av или A) Вы указываете диафрагму и ISO; замер камеры определяет соответствующую скорость затвора.
Приоритет выдержки (ТВ или S) Вы указываете выдержку и ISO; замер камеры определяет соответствующую диафрагму.
Руководство (M) Вы указываете диафрагму, ISO и выдержку — независимо от того, приводят ли эти значения к правильной экспозиции.
Лампа (B) Полезно для экспозиций более 30 секунд. Вы указываете диафрагму и ISO; скорость затвора определяется переключателем дистанционного спуска затвора или продолжительностью до повторного нажатия кнопки спуска затвора.

Кроме того, камера может иметь несколько предустановленных режимов; наиболее распространенными являются пейзажный, портретный, спортивный и ночной режимы. Символы, используемые для каждого режима, немного различаются от камеры к камере, но, скорее всего, будут похожи на приведенные ниже:

Режим экспозиции Как это работает
Портрет Камера пытается выбрать наименьшее возможное значение диафрагмы для данной экспозиции. Это обеспечивает минимально возможную глубину резкости.
Пейзаж Камера пытается выбрать высокую диафрагму, чтобы обеспечить большую глубину резкости. Компактные камеры также часто устанавливают дистанцию ​​фокусировки на удаленные объекты или бесконечность.
Спорт/экшн Камера пытается добиться максимально возможной скорости затвора для заданной экспозиции — в идеале 1/250 секунды или быстрее. В дополнение к использованию низкой диафрагмы короткая выдержка обычно достигается за счет увеличения чувствительности ISO больше, чем это было бы приемлемо в портретном режиме.
Ночь/Слабое освещение Камера позволяет использовать более длинные выдержки, чем обычно разрешено для съемки с рук, и увеличивает чувствительность ISO почти до максимально доступного значения. Однако для некоторых камер эта настройка означает, что для переднего плана используется вспышка, а для экспонирования фона — длинная выдержка и высокое значение ISO. Прочтите руководство по эксплуатации вашей камеры, чтобы узнать об уникальных характеристиках .

Однако имейте в виду, что большинство из приведенных выше настроек зависят от системы замера камеры, чтобы знать, что такое правильная экспозиция. Для сложного объекта замер часто можно обмануть, поэтому неплохо также знать, когда он может пойти не так, и что вы можете сделать, чтобы компенсировать такие ошибки экспозиции (см. раздел о компенсации экспозиции в руководстве по замеру камеры). .

Наконец, некоторые из вышеперечисленных режимов могут также управлять настройками камеры, не связанными с экспозицией, хотя это зависит от камеры. Такие дополнительные настройки могут включать, среди прочего, точки автофокусировки, режим замера и режимы автофокусировки.

Хотите узнать больше? Обсудите эту и другие статьи на наших форумах цифровой фотографии.

Объяснение ISO, диафрагмы и скорости затвора

В фотографии экспозиция является критическим элементом, определяющим то, что на самом деле записывается датчиком изображения камеры.

Есть три регулируемых элемента, которые контролируют экспозицию: ISO, диафрагма и скорость затвора.

1

Треугольник экспозиции

Чувствительность ISO показывает, насколько чувствителен датчик вашей камеры к свету, каждое значение рейтинга представляет собой «остановку» света, а каждое возрастающее число ISO (вверх или вниз) представляет собой удвоение или уменьшение вдвое чувствительности датчика к свету.

Диафрагма управляет диафрагмой объектива, которая определяет количество света, проходящего через объектив на плоскость пленки. Настройка диафрагмы обозначается числом f, тогда как каждое число f представляет собой «стоп» света.

Скорость затвора указывает скорость, с которой штора открывается, а затем закрывается. По сути, это то, как долго свет может попадать на датчик вашей камеры после того, как вы нажмете спусковую кнопку затвора. Каждое значение скорости затвора также представляет собой «остановку» света. Скорость затвора измеряется в долях секунды.

Когда эти три элемента объединены, они представляют заданное значение экспозиции (EV) для данной настройки.

Любое изменение любого из трех элементов будет иметь измеримое и конкретное влияние на то, как оставшиеся два элемента реагируют на экспозицию кадра пленки или датчика изображения и на то, как в конечном итоге выглядит изображение.

Например, если вы увеличиваете диафрагму, вы уменьшаете размер диафрагмы объектива, тем самым уменьшая количество света, попадающего на датчик изображения, но также увеличивая DOF (глубина резкости) в конечном изображении.

Уменьшение скорости затвора влияет на способ захвата движения , поскольку это может привести к размытию фона или объекта. Однако уменьшение скорости затвора (удерживание затвора дольше) также увеличивает количество света, попадающего на датчик изображения, поэтому все становится ярче.

Увеличение ISO позволяет снимать в условиях слабого освещения, но вы увеличиваете количество цифрового шума, присущего фотографии. Невозможно произвести самостоятельное изменение одного из элементов и не получить противоположного эффекта в том, как другие элементы влияют на изображение, и в конечном итоге изменить EV.

I

Скорость ISO

ISO на самом деле является аббревиатурой, которая расшифровывается как Международная организация по стандартизации, которая является организацией, которая стандартизирует рейтинги чувствительности для датчиков камеры.

Рейтинг ISO, который находится в диапазоне значений от 25 до 3200 (или выше), указывает на конкретную светочувствительность.

Чем ниже значение ISO, тем менее чувствителен датчик изображения и, следовательно, более плавное изображение, поскольку в нем меньше цифрового шума.

Чем выше значение ISO (больше чувствительности), тем сильнее должен работать датчик изображения, чтобы создать эффективное изображение, что приводит к большему цифровому шуму (те самые разноцветные крапинки в тенях и полутонах).

Так что же такое цифровой шум?

Это любой световой сигнал, который не исходит от объекта и поэтому создает случайный цвет на изображении. Инженеры цифровых камер разработали матрицу таким образом, чтобы она работала лучше всего при самом низком значении ISO (точно так же, как и с пленкой).

На большинстве цифровых камер это значение ISO 100, хотя некоторые высококачественные зеркальные фотокамеры имеют режим, снижающий значение ISO до 50 или даже 25.

A

Диафрагма

количество сфокусированного света, проходящего через линзу.

При малой диафрагме, скажем, f/2, проходит огромное количество света даже за долю секунды; но при f/22, когда диафрагма, возможно, наименьшая, попадает лишь небольшое количество света (даже при более длинных выдержках).

Интересная особенность диафрагмы и числа f заключается в том, что фокусное расстояние объектива не имеет значения, пока число f поддерживается постоянным. Это связано с тем, что арифметическое уравнение, определяющее число f, указывает на то, что такое же количество света проходит через объектив на 35-мм объективе, как и на 100-мм объективе при выдержке 1/125 с.

Размер диафрагмы, несомненно, разный, но количество проходящего света одинаково.

S

Скорость затвора

Скорость затвора измеряется в долях секунды и показывает, как быстро открываются и закрываются шторы на плоскости пленки.

Скорость затвора определяет, как долго свет попадает в объектив и попадает на датчик изображения или плоскость пленки. Скорость затвора позволяет вам запечатлеть мир за доли секунды, но он также может поглощать мир со скоростью более трех и четырех секунд (или оставаться постоянно открытым до тех пор, пока фотограф не захочет закрыть занавес).

Щелчок затвора за доли секунды также дает вам возможность управлять записью движения. Если скорость затвора меньше, чем у объекта или фона, то изображение будет четким. Если скорость затвора длиннее, то вы получите размытые объекты.

Подумайте о дожде во время ливня, с какой скоростью падает эта вода? Что ж, на масштабе 1/30 капли дождя представляют собой полоски неразличимого белого цвета. Но при масштабе 1/250 капли дождя зависают в воздухе, и вы можете видеть полную волну каждой капли воды.

2

Что такое «Автобрекетинг»?

Автоматический брекетинг — это метод экспозиции, с помощью которого вы можете обеспечить оптимальную экспозицию, сделав как минимум три (3) кадра с одинаковой композицией, один из которых соответствует измеренному значению EV, а другой — на 1/3 ступени ниже измеренного значения. EV и один на 1/3 ступени выше измеренного EV.

Итак, «Автобрэкетинг» — это функция, в которой вы устанавливаете значение EV, затем спускаете затвор, и камера автоматически выполняет необходимые корректировки EV вверх и вниз, чтобы получить экспозицию с брекетингом. Затем вы можете просмотреть три (или более) экспозиций, увидеть тонкие, но важные различия в изображениях и решить, какой из них лучше всего подходит для ваших целей.

На трех изображениях в приведенном выше примере вы можете предпочесть переэкспонированное (на 2 ступени) изображение, потому что заходящее солнце наиболее яркое.

Брекетинг был методом, популяризированным при съемке слайдов из-за ограниченных возможностей корректировки изображения в фотолаборатории. Многие фотографы до сих пор используют эту технику, чтобы получить нужную экспозицию.

Наличие трех изображений в брекетинге сокращает время постобработки, которое может потребоваться.

3

Передержка и недодержка

Как вы определяете передержку и недодержку, поскольку мы сказали, что «правильная» экспозиция субъективна?

Проще говоря, передержка — это когда информация в светлых участках практически нечитаема. Когда имеет место такая чрезмерная потеря информации об изображении, невозможно «восстановить» эту недостающую информацию в цифровой фотолаборатории.

Недоэкспонирование — почти та же концепция; за исключением этого случая, в тенях нет никакой информации об изображении. Эта несуществующая информация также не может быть извлечена с помощью постобработки.

В цифровой фотографии, когда информация об изображении исчезает, восстановить ее невозможно.

Это не всегда так в фотохимическом мире пленочной фотографии. При пленочной (в отличие от цифровой) обработке можно «найти» информацию об изображении в чрезмерно недоэкспонированном кадре и, возможно, «найти» информацию об изображении в процессе печати также для сильно переэкспонированных изображений.

4

AE LOCK (AEL)

Блокировка автоматической экспозиции — это настройка камеры, в которой значение экспозиции фиксируется (когда вы снимаете в одном из полуавтоматических или полностью автоматических режимов, т. е. в режиме приоритета выдержки).

В этом режиме независимо от того, какие изменения происходят в освещении сцены, камера фиксирует настройки ISO, выдержки и диафрагмы, поэтому вы можете постоянно получать один и тот же EV без необходимости повторного замера сцены.

C

Заключение

Одним из очень практических преимуществ цифровой фотографии является то, что экспериментировать с элементами управления камерой ничего не стоит, так что идите и снимайте.