Хостинг от uCoz
панельуправления

Новые сообщения
Участники
Правила форума
Поиск
RSS






Самые активные пользователи
на форуме:

Регистрация | Войти
Приветствуем тебя, Путник, сегодня Пятница, 17-04-2009, 04:03
Страница 1 из 11
Форум » Культура » Фильмоскоп » Вечный жид (1940) (Der Ewige Jude)
Вечный жид (1940)
ЕгорДата: Четверг, 07-06-2007, 10:12 | Сообщение №1
Дилетант широкого профиля
Группа: Жители
Сообщений: 236
Где сейчас: Далеко

ВЕЧНЫЙ ЖИД / DER EWIGE JUDE

Год выхода: 1940
Жанр: Нучно-популярный
Страна: Германия
Режиссёр: Фриц Хипплер /Fritz Hippler/
В ролях: Адольф Гитлер /Adolf Hitler/, Альберт Эйнштейн /Albert Einstein/, Курт Боа /Curt Bois/, Чарльз Чаплин /Charles Chaplin/, Фриц Кортнер /Fritz Kortner/, Питер Лорре /Peter Lorre/, Эрнст Любич /Ernst Lubitsch/, Роза Люксембург /Rosa Luxemburg/ и другие
Длительность: 62 мин.

Антисемитизм - это учение или теория, официальное отношение к которой разительно отличается от её восприятия в массах. В то время как расовая нетерпимость и пропаганда национальной розни в официальных источниках подвергаются постоянным нападкам, в народе всё больше людей осознаёт себя антисемитами. Если социологические опросы прошлого года показывали, что около 20 процентов жителей Украины "страдают" ксенофобией, то исследования этого года обнаружили уже почти 30 процентов "нетерпимых" (конечно, в их число попадают все виды ксенофобии и расовой нетерпимости, не только чистый антисемитизм).

Стихийное распространение каких бы то ни было взглядов естественно предполагает наличие и популярность сопутствующей теоретической базы, а вот с ней-то - огромная проблема. Наиболее известные причины, по которым люди недолюбливают евреев, практически не выдерживают ни малейшей критики. Ну, право же, кто сейчас может поверить в какой-то особый мировой еврейский заговор, когда каждому доступны прекрасные интернет-средства для организации своего собственного виртуального масонства? И кого сейчас убедишь в коварстве евреев, апеллируя к тому, что они распяли Христа - как будто он не был таким же, как и они, евреем (если, конечно, был). Ну, а про то, что евреи едят христианских младенцев, даже вспоминать не хочется. Смех, да и только! Создаётся впечатление, что потерявшие актуальность мифы специально не списываются в утиль, чтобы в них поверили самые недалёкие неофиты антисемитизма, тем самым, выставляя себя на всеобщее осмеяние. Говорят, что для сходных целей была выпущена в свет "Поваренная книга анархиста". Дескать, надёжных массовых методов борьбы с анархизмом не существует, а там рецепты составлены таким образом, что в процессе подготовки молодые террористы почти наверняка причинят себе куда больше вреда, чем окружающим, и тем самым собственноручно нейтрализуют только-только появляющегося на свет анархиста, то есть - самого себя.

Поэтому выбор действенной теоретической базы для расовой нетерпимости является одной из парадоксальных задач современного антисемитизма (её парадоксальность заключается в том, что если в обычных учениях сперва происходит формирование теории, а затем следуют её популизация и практическое внедрение, то антисемитизм уже не приемлет использования идеологических основ многовековой давности: вместо них необходим теоретический базис, подогнанный по распространённое учение и переосмысливающий уже внедрённый практический опыт). А для этого небесполезно изучение теоретических материалов сравнительно недавнего прошлого: и как знакомство с историческими заблуждениями, и как поиск основ, которые могут получить новое развитие в наши дни или в будущем.

Одним из наиболее интересных исторических памятников подобного типа является агитационная лента 1940-го года "Вечный жид" (реж. Фриц Хипплер). В ней в доступной и наглядной форме рассказывается простым немцам о том, почему они не любят евреев. Как и любые другие метафизические труды той эпохи, "Вечный жид" во многом является опосредованным порождением Версальского мира, который для большинства немцев являлся позором. Он-то и определил предвзятость в суждениях немцев и отправную точку их новейшей истории. И в просматриваемом почти через семьдесят лет "Вечном жиде" явственно читается обида немцев за то унижение, которому они подверглись и на котором они воздвигли своё недолговечное величие, что заставляет скептически относиться к некоторым фрагментам картины, но отнюдь не убавляет её антисемитского пафоса.

Интригу добавляет и то, что большая часть фильма базируется на не вызывающей сомнения документальной хронике и на материалах, снятых самими евреями для личного пользования. Так фильм начинается с документальных кадров из жизни польского гетто, и позже продолжается ритуальным застольем, попавшим на камеру по воле кого-то из еврейской семьи, желавшей запечатлеть в веках таинство празднования. В гетто мы видим шустрых приторговывающих еврейчиков (эти кадры должны вызвать негодование у обстоятельных немцев, ценящих жизненную стабильность и основательность), а так же многочисленные еврейские лавки (зрелище, достаточное для негодования всех без исключения европейцев). Заодно демонстрируется типичный еврейский дом, где нищенский быт и грязь объясняются отнюдь не финансовыми затруднениями обитателей гетто, а спецификой их жизненного уклада (сомневающиеся могут вспомнить недавние кадры с бойкой торговлей).

Затем в фильме даётся схема миграции евреев в течении веков: показывается, как они блуждали по Междуречью (про кровавые извращенческие подвиги этого милого народца можно прочитать в Ветхом Завете), как затем перебрались в Европу, как обжились в крупнейших городах Старого Света и как завоевали ключевые места в Новом. Сразу же за картограммами, демонстрирующими распространение евреев по миру, идут схемы миграции крыс, практически в точности повторяющие только что показанные пути избранного народа. Простота данной ассоциации ничуть не умаляет её действенность: грамотно поставленные рядом кадры, как в случае с успешной торговлей и нищенским бытом, убеждают - если и не современного зрителя, то среднестатистического немца сороковых годов, на кого фильм и ориентировался изначально.

На таком же сопоставлении зиждется и призыв выявлять евреев в повседневной жизни: сначала показывается группа бородатых евреев в традиционных шляпах, из-под которых вьются пейсы, затем - те же евреи, но уже выбритые и одетые в классические европейские костюмы. Не факт, что антисемит с небольшим практическим опытом сумеет стопроцентно узнать евреев во втором кадре с европеизированными субъектами. Это неплохое визуальное упражнение - один из безусловно удачных фрагментов картины, который не теряет своей полезности и по сей день, в отличие от наивной (пусть и наглядной) агитации про крыс, или от хроники гетто, хотя бы потому, что сегодня евреи живут не в обособленных районах, а буквально среди нас.

Фильм заканчивается кадрами, которые на тот момент можно было бы назвать без преувеличения жуткими. Без купюр показывается процесс кошерного забивания скота. Описывать увиденное не имеет смысла: связанные несчастные животные с распоротыми шеями и почти отваливающимися головами - зрелище, пусть и не для слабонервных, но вряд ли его можно назвать по-настоящему действенным в наше время, избалованное куда более красочными кинематографическими ужасами. К тому же, закадровое возмущение нацистского диктора зверствами евреев в отношении невинных животных у современного зрителя вызывает только скепсис: были бы нацисты действительно гуманными санитарами человеческого леса - они бы не уничтожали евреев настолько бесчеловечными методами. Кроме того, что эти методы - бесчеловечны и слишком похожи на то, что евреи делают с кошерными животными, они ещё и дали так называемой "мировой общественности" зафиксированные на плёнке аргументы против антисемитизма. Возможно, если бы в геноциде уделялось большее внимание гуманизму, история расовой нетерпимости пошла бы по иному пути.

"Вечный жид" демонстрирует и другие любопытные примеры переосмысления причин. Согласно фильму одним из важнейших оснований нетерпимости к евреям является то, что они заняли все ключевые позиции в обществе. На красочных диаграммах показан процентный состав общества первой половины двадцатого века, где евреи, составляя не более одного процента, занимают больше половины мест в адвокатуре, стоматологии и в прочих не менее денежных и значимых местах. Семьдесят лет назад такая статистика вызывала справедливый гнев у нормального немца, который понимал, что путь к успеху его детей закрыт "еврейской мафией". Сегодня же - после успешной раскрутки денежного проекта под названием "Холокост", после удачной конвертации несчастий Второй мировой войны в создание собственного государства Израиль, после более-менее удавшегося прививания комплекса вины в отношении евреев у государств-наследников тех стан, что участвовали в той великой войне, после всего этого - талант евреев оказаться в ключевом месте воспринимается, не как алчность и пронырливость, а как проявление их незаурядных природных способностей. И вместо того, чтобы хвататься за оружие, как это сделал бы немец сороковых, увидевший подобную статистику, нынешнее порождение этнического конформизма только и сможет, что сказать: "Какие талантливые и незаслуженно обиженные судьбой люди!".

Поэтому элегантный агитационный фильм "Вечный жид", имевший безусловное влияние в своё время, сегодня должен рассматриваться исключительно с оговорками. Он не только не является руководством к действию (это и не входило в круг интересов его создателей), но не может выступать и в качестве теоретического базиса для объяснения существующей нетерпимости. Фильм интересен как исторический документ, как антология пропагандистских приёмов своего времени и как собрание потерявших актуальность зарисовок на тему: "почему мы не любим евреев". И, конечно же, он важен в качестве иллюстрации архаичности теории, базирующейся на устаревших основаниях. В современной теории и аргументация должна быть модернизированной. Тем более, если речь идёт о борьбе с настолько изменчивым и приспосабливающимся врагом.

Ждём переосмысленного римейка "Вечного жида"?

Ссылка на IMDb

 
ДипломатДата: Вторник, 07-08-2007, 17:12 | Сообщение №2
Ребенок
Группа: Жители
Сообщений: 18
Где сейчас: Далеко
Интересный анализ... А как скачать или купить этот фильм про "малый народец"?

Дипломат
 
Форум » Культура » Фильмоскоп » Вечный жид (1940) (Der Ewige Jude)
Страница 1 из 11
Поиск:

Идея, дизайн и создание:
© 2006 Чевенгур

    Яндекс цитирования     Кольцо Патриотических Ресурсов       Rambler's Top100   Шахтёрск
.